Автор: Её Величество Жанна Владимировна

В нашем обществе принято подвергать феномен реинкарнации сомнению. Такая ситуация стала возможной, когда люди перестали жить общинами и потеряли возможность прослеживать очевидные связи.

Реинкарнация как явление

В современном обществе принято считать, что не существует точного, определённого ответа на вопрос «есть ли жизнь после смерти?». Считается, что всё зависит от мировоззрения конкретного человека. Одни считают, что мы существуем только в единственном физическом теле, поэтому после смерти тела нет и не может быть продолжения жизни. Другие полагают, что кроме физического тела, существует и нематериальная субстанция — душа, которая после смерти покидает тело человека. Но что с ней происходит потом? Самое большое распространение среди современных людей получили две идеи. Первая заключается в том, что после смерти душа, в зависимости от того, как жил человек и какие поступки совершал, попадает в рай (то есть место, где ей будет даровано вечное блаженство) или в ад (где душа грешника будет подвергаться вечным мучениям и пыткам). Вторая же идея состоит в том, что душа после смерти вновь воплощается на земле в другом физическом теле. Именно это перевоплощение души и получило название реинкарнации.

Само слово реинкарнация происходит от латинских слов re «снова», in «в» и caro/carnis «плоть», «перевоплощение». Это представление о посмертном существовании, смысл которого заключается в том, что душа человека возвращается в земной мир снова и снова в новых телесных воплощениях. Цепь перевоплощений имеет цель: благодаря перевоплощениям душа претерпевает эволюционное развитие.

Идея о реинкарнации не была взята нашими предками с потолка — они могли наблюдать этот феномен своими глазами, просто наблюдая за своими детьми. То же самое происходит и сегодня в современных семьях с чуткими родителями, которые внимательно наблюдают за своими детьми и принимают участие в их духовно-нравственном развитии. Дети рассказывают о своих прежних воплощениях в период от 2 до 8 лет и таким родителям не нужны научные доказательства реинкарнации, потому что это доказательство живет у них в семье, и они могут наблюдать его непосредственно. А тем, у кого нет такого опыта общения с детьми, никакие доказательства не смогут помочь. Как доказать глухому, что есть звуки? И как доказать слепому, что есть свет?

 

Дети помнят свои прошлые жизни

Каждая мама знает, что примерно в 3-4 года ребенок начинает рассказывать о том, что однажды он уже был большим. Для мамы это не теоретическая информация, а чисто практическая, потому что он не только рассказывает об условиях своей прошлой жизни, но еще и демонстрирует какие-то навыки, дает историческую информацию. Более того, условия его прошлой жизни и причины смерти сказываются на его личной судьбе, характере болезней и травм. Поэтому реинкарнационная информация для любой мамы носит сугубо практический характер, а доказательства существования прошлых жизней ей с лихвой предоставляет её собственный ребёнок.

Более того, мама сама может помнить, что в её собственном детстве у нее были воспоминания о том, что она уже была большой и живёт не первый раз. Тогда в детстве её саму очень удивляло, что взрослые не знают об этом и пытаются её убедить в том, что все живут только один раз. Ещё интереснее становится тот факт, что под воздействием рассказов ребёнка даже папа вспоминает свои детские впечатления о том, что уже когда-то жил.
У большинства детей эти воспоминания бывают весьма отчётливыми и помогают предугадывать судьбоносные моменты их жизни. Другими словами – для родителей информация о прошлых жизнях ребёнка носит сугубо практический характер. Поэтому для них в собственной семье не требуются доказательства существования реинкарнации – очевидно, что она существует.

 

Реинкарнация в истории культуры

Красноречиво о существовании реинкарнации говорят древние культуры. Три-шесть тысяч лет назад человек жил общинами, и знания о реинкарнации были частью его обыденной жизни. На основании повседневных наблюдений за этим явлением создавалась культура и философия того или иного народа.

В России, как правило, информацию о реинкарнации связывают с философией индийских йогов, полагая, что родиной этой идеи является Индия. На самом деле идею о переселении душ придумали вовсе не индусы, и распространена она была куда шире, чем на территории Индии. Представление о том, что предки воплощаются в потомках, уходит в глубокую древность. Вера в реинкарнацию отразилась во множестве ритуалов и обрядов древних народов и архаичных племен, многие из которых в том или ином виде дошли до наших дней, и их смогли записать и изучить ученые-этнографы. Как писал Л. Я. Штернберг в своей книге «Основы первобытной религии. Первобытная религия в свете этнографии» (1936 г.): «этнографические наблюдения у самых различных племен земного шара согласно свидетельствуют, что первобытный человек не верит в естественную неизбежность смерти«. Идея преемственности, продолжения жизни предков в жизни их потомков проявлялась, например, в распространенном у многих народов обычае называть новорожденных именами умерших родственников. Существовали и другие ритуалы, указывающие на то, что люди с древнейших времен знали о переселении душ. Общие мировые представления о круговороте жизненных форм, свойственных раннему человеческому сознанию, находят своё отражение и в национальном фольклоре.

Так, для многих народов Севера характерно представление о бессмертии души и реинкарнации — возвращении души к людям в облике новорожденного младенца. Подобные представления вызывали не только весьма спокойное отношение к смерти, но и существование устойчивого института добровольного ухода из жизни. У эскимосов, чукчей и коряков человек, будучи больным, старым, немощным или не желая умереть от горя, бедности и других причин, просил родственников либо друзей убить его копьем, ножом или задушить ремнём — считалось, что такую просьбу нельзя не исполнить. Также считалось, что в мире мёртвых человеку понадобятся те же предметы, какими он пользовался при жизни, поэтому всё необходимое клали вместе с умершим. В первобытных обществах Северной и Южной Америки существовал ритуал, целью которого было определение кто из предков воплотился в тело новорожденного. На младенца брызгали водой, специально заставляя его плакать, при этом называя имена умерших родственников, до тех пор, пока он не успокаивался. Во многих обществах детей осматривают в поиске родимых пятен или родовых дефектов, которые могут указать на то, кем они были до этого воплощения. Детей часто хоронят под полом дома, полагая, что это облегчит их душам возвращение к их матерям.

Следует особо отметить, что в первобытных обществах, где не было института рекламы и давления на психику человека в тех или иных интересах, существовало множество обрядов и традиций, связанных с реинкарнацией. Миропредставлениям этих обществ можно доверять гораздо больше, чем доказательствам современных учёных, неуверенных в собственных чувствах и обременённых грузом всевозможных ложных убеждений.

 

Реинкарнация в различных религиозных и философских системах

О бессмертии души, по свидетельству Геродота, учили древние египтяне. «Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент«, — писал великий древнегреческий историк. Идея реинкарнации отражена в трудах многих древнегреческих философов, в том числе Пифагора и Платона.

На ранних этапах своего существования идея воплощения души в новом теле так или иначе входила во все крупнейшие мировые религии — индуизм, буддизм, иудаизм, а затем и в его производные христианство и ислам. Раннее христианство принимало доктрину реинкарнации: как можно без нее обойтись, если о ней помнят и рассказывают дети? Эта доктрина находит свое отражение в Апокрифах, которые не вошли в Библию, оно сохранилось и в евангелии от Матфея говорится (17:11-13):

«Иисус сказал им в ответ …
Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, …
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».

Но в 553 году Второй Вселенский собор в Константинополе объявил доктрину реинкарнации ересью из политических соображений. Отменить реинкарнацию волевым решением все равно, что отмерить силу тяжести или закон сохранения энергии. Но политиканы сочли возможным такое богохульное выступление против законов Божьих.

Наиболее оформленный вид идея реинкарнации приобрела в древних философских и религиозных системах Востока, в частности, в различных направлениях индуизма и буддизма. Согласно индуистским представлениям, душа после смерти человека переселяется в другое тело. Так, она жизнь за жизнью принимает различные тела — лучшие или худшие — в зависимости от её деяний в предыдущих воплощениях.

Реинкарнация в древних учениях Индии

Переселение душ впервые упоминается в Ведах — древнейших священных писаниях индуизма. В «Яджур-веде», в частности, говорится: «О, учёная и терпимая душа, после странствий в водах и растениях личность попадает в утробу матери и рождается вновь и вновь. О, душа, ты рождаешься в теле растений, деревьев, во всём, что сотворено и одушевлено, и в воде. О, душа, сверкающая подобно солнцу, после кремации, смешавшись с огнём и землёй для нового рождения и найдя прибежище в материнском чреве, ты рождаешься вновь. О, душа, достигая чрева вновь и вновь, ты безмятежно покоишься в материнском теле как ребёнок, спящий на руках у матери«.

Описание доктрины реинкарнации содержится также в Упанишадах — древних философско-религиозных текстах на санскрите, связанных с Ведами. В «Шветашватара-упанишаде» (5.11.) и «Каушитака-упанишаде» (1.2.) говорится: «Как тело растёт за счёт пищи и воды, так индивидуальное «я», питаясь своими стремлениями и желаниями, чувственными связями, зрительными впечатлениями и заблуждениями, обретает в соответствии со своими действиями желаемые формы«. В «Бхагавад-гите», книге, отражающей основную суть философии индуизма и основной смысл Вед, мы читаем: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные«.

Идея перевоплощения души любого живого существа — людей, животных и растений — тесно связана с понятием кармы или закона причинности, которое также объясняется в Упанишадах. Карма (буквально «действие») является совокупностью действий индивидуума, выступающая причиной его следующего воплощения. Круговорот рождения и смерти, приводимый в действие кармой, называется Сансарой.

Реинкарнация в буддизме

Мысль о повторных рождениях характерна и для буддизма. Просветлённого состояния (буддхи) нельзя достичь в течение одной жизни, для этого требуется много тысяч лет. Известный учёный-буддолог Эдвард Конзе пишет: «Состояние Будды — одно из высших совершенств, которого можно достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать огромные усилия на протяжении многих жизней«.

Одной из основ буддизма является учение о Четырех благородных Истинах, указывающее на присущее живым существам желание и последующее их страдание от материального существования. Они очень тесно связаны с законами кармы и реинкарнации. Согласно учению абхидхармы, прослеживающегося ещё в раннем буддизме, живое существо может рождаться на одном из пяти уровней бытия: среди обитателей ада, животных, духов, человеческих существ и небожителей. Подобно индуизму, этот выбор определяется желанием и кармой, и процесс перевоплощения продолжается до тех пор, пока живое существо либо «распадется» в момент смерти, либо достигнет шуньяты, «великой пустоты» — совершенства, которого достигают лишь немногие.

Многочисленные истории о переселениях душ находятся в «Джатаках» («Рассказах о рождении»), которые первоначально были поведаны самим Буддой. В состав «Джатак» входят 547 рассказов о прошлых воплощениях Будды. В них, часто в аллегорической форме, описываются перевоплощения Будды в различных телах и рассказывается, как человек может достичь просветления, следуя определённым принципам.

 

Реинкарнация в современном мире

Поскольку реинкарнация – это незыблемый закон бытия, она существует и в современном мире, независимо от нашего знания или незнания этого закона. Однако, современный человек, начисто лишённый нормальной жизни и социальной среды с точки зрения собственной биологии, пытается с сомнением относиться к реинкарнационным законам или отрицать их.

Итак, в настоящее время идея реинкарнации считается недоказуемой с научной точки зрения, но, тем не менее, на протяжении многих лет различные учёные постоянно интересовались этой темой. Некоторые учёные, стремящиеся «научить весь мир уму разуму», проявляют удивительное неуважение ко всем предшествующим культурам и религиям вместе взятым, в которых присутствует представление о реинкарнации. Они приводят невероятные логические цепочки, пытаясь доказать, что реинкарнации нет: «Всё свидетельствует о наличии закона перевоплощения душ, т.е. о реинкарнации: история культуры, сохранившие традиции и обряды, история религии, материальные феномены, личный опыт каждого, но все равно этих доказательств недостаточно». Отрицать опыт древних культур и проявлять открытые сомнения в интеллектуальности и психическом здоровье наших предков, как минимум необъективно и нелогично. Не существует никаких оснований думать, что современные учёные знают законы духовной жизни лучше, чем их предки.

Многие учёные 20 и начала 21 века задавались вопросом: сохранились ли где-то в тайниках нашего сознания кусочки памяти, так или иначе подтверждающие существование цепочки предыдущих жизней? И неизменно на этот вопрос они получали положительный ответ: «архив» нашего подсознания до предела забит такими «воспоминаниями»! Вопрос только в том, как их оттуда можно извлечь?

В настоящее время реинкарнация изучается в основном двумя методами. Первый метод заключается в использовании гипноза. Люди, погруженные в гипнотический транс, начинают вспоминать свои прошлые жизни. В американской психотерапии этот метод получил название «регрессии». Под гипнозом человек как бы «регрессирует» — возвращается в свои прошлые жизни. Этот метод успешно используется для лечения различных неврозов, психозов и фобий. Широко распространённый сейчас регрессивный гипноз позволяет человеку вспоминать своё прошлое, двигаясь всё дальше – рождение, смерть и прошлые жизни («Твоё здоровье» № 3 за 1994 г., № 2 за 1995 г.). Факты говорят, что нельзя сфальсифицировать знание «мёртвых» языков, медицинские подробности, устройство жилищ, одежду со всеми деталями.

Исследования Раймонда Моуди

Исследованием феномена воспоминаний о прошлых жизнях занимался известный американский психотерапевт и гипнотизер Раймонд Моуди, автор всемирно известной книги «Жизнь после жизни», в которой он изложил свои наблюдения о работе с людьми, пережившими клиническую смерть. После выхода этой книги Моуди увлёкся феноменом реинкарнации. В своей книге «Жизнь до жизни», посвящённой воспоминаниям людей о прошлых жизнях, он утверждает, что только 10% из 200 пациентов, принявших участие в экспериментах, не видели никаких картин в состоянии регрессии. Остальные, как правило, видели картины прошлого, извлечённые из подсознания. В своих исследованиях он использовал не только гипноз, но и «самогипноз» — когда пациенты погружались в транс, непрерывно всматриваясь в хрустальный шар.

Каким бы методом ни вызывалась регрессия в его экспериментах (гипнозом или самогипнозом), одни и те же детали оставались неизменными. Так, все испытуемые видели картины регрессии, реже слышали или чувствовали запах. Эти картины были ярче обычных сновидений. События при регрессии происходили по своим законам, на которые испытуемый не мог влиять. Картины при регрессии часто были в чем-то уже знакомы пациенту. «Вселившись» в личность своего прежнего воплощения, испытуемый переживал чувства того, в кого он воплотился, в том числе весьма сильные. События, которые видел испытуемый, часто отражали проблемы его современной жизни, и процесс регрессии часто приводил к улучшению душевного состояния испытуемого.

Сам Рэймонд Моуди на главный вопрос – является ли регрессия действительно воспоминанием о прошлой жизни? – однозначного ответа не даёт, но приводит несколько убедительных примеров, когда между регрессией и реинкарнацией можно поставить знак равенства. Например, доктор Пауль Хансен из Колорадо увидел себя при регрессии французским дворянином по имени Антуан де Пуаро, жившим в своем имении под Виши с женой и двумя детьми. Было это, как подсказывала его память, в 1600 году. Позже Хансен посетил Францию. По известной дате, имени и месту действия, а также по документам, сохранившимся с прошлых столетий, и по записям приходского священника американец узнал о рождении Антуана де Пуаро, что полностью совпало с его регрессией.

Изучение воспоминаний маленьких детей

Ещё один метод исследования феномена реинкарнации — это изучение рассказов маленьких детей о своих прошлых жизнях. Наиболее последовательно этим направлением исследований занимался профессор Университета Вирджинии Ян Стивенсон, доктор психиатрии. Более 40 лет он документировал рассказы детей о прошлых жизнях. В его «коллекции» около 2500 тысяч свидетельств, и сам учёный считал, что полученные результаты исключают всякое «нормальное» материальное объяснение. Профессор Стивенсон установил точные соответствия при сопоставлении родинок и врождённых дефектов у детей с ранами и шрамами на телах покойных, а также с данными которые подтверждались медицинскими отчётами, такими как вскрытие трупа или фотографии. Эти исследования подтвердили возможность перевоплощения. «Перевоплощение — не единственное объяснение, но самое достоверное в большинстве рассмотренных мной случаев«, — утверждал он и приводил обоснование этого утверждения:

  • гипотеза о мошенничестве крайне маловероятна из-за большого количества свидетелей и нехватки возможностей для подтасовки тщательно проверяемых и задокументированных фактов;
  • большое количество информации, которой делился ребенок, не совместимо с гипотезой, что информация получена через какой-либо контакт между семьями;
  • при установленной корреляции между врождёнными уродствами или родинками, которые имеет ребёнок и человек (его предыдущая реинкарнация), гипотеза случайного совпадения является маловероятной.

Воспоминания детей о своих прошлых жизнях широко изучались в начале 21 века. В Индии существует специальный институт, фиксирующий и изучающий подобные случаи (около сотни в год). В статье «Наука на том свете», опубликованной в журнале Оракул (№ 7 за 2009 год), сообщалось, что данный феномен изучается в США и в Болгарии. Дети (до 5 лет) нередко точно описывают место, где они раньше жили, своих бывших родственников, даже говорят о спрятанных деньгах или драгоценностях.

 

В заключение

Из всего вышесказанного следует только один вывод — явление, которое мы можем каждый день наблюдать на практике, просто прислушиваясь к тому, что говорят наши дети; явление, знание о котором передавалось из уст в уста тысячелетиями, а с появлением письменности зафиксировано на бумаге, пергаменте, камне и других носителях, можно подвергать сомнению с единственной целью — ввести людей в заблуждение, дать им ложные ориентиры. Кому и зачем это может быть выгодно — второй вопрос. Нам лишь очевидно, что все утверждения психологов и религиозных деятелей о том, что реинкарнации не существует — это ложь!

Феномен возвращения души в физическое тело невозможно доказать экспериментально в искусственно созданных лабораторных условиях. Но то, что о перевоплощении душ знали люди во всех цивилизациях с начала времен; то, что современные люди, особенно дети, способны самостоятельно или в состоянии гипноза вспоминать свои прошлые жизни, и не просто вспоминать, но и использовать этот опыт для самосовершенствования, позволяет как минимум допустить, что реинкарнация существует.

В чём же смысл «круговорота душ», по каким законам они перевоплощаются? В древних египетских, тибетских, индуистских книгах — Книгах Мертвых — даётся исчерпывающий ответ на этот вопрос. Души снова и снова приходят в этот мир, подчиняясь закону причины и следствия, Закону Кармы. Деяния, совершённые в текущей жизни, как добрые, так и злые, определяют время, место, обстоятельства нового воплощения. И душа приходит в мир не просто так, а чтобы искупить свои грехи и пройти определённый путь духовного развития. Знание о собственных прошлых жизнях помогает идти по этому пути легче и быстрее. Но даже если это знание скрыто в глубинах подсознания, всегда полезно жить, помня о возможных последствиях неправедных поступков, и вести Дневник добрых дел, чтобы самостоятельно оценивать, какую конкретную пользу ты принёс миру и людям вокруг, и не преобладают ли твои злые дела над делами добрыми. В последнем случае есть повод оглянуться на прожитую жизнь, задуматься и что-то в ней изменить, изменив таким образом, а точнее, улучшив и свою будущую жизнь, которая ждёт каждого после жизни настоящей.

Использованная литература:

  1. Новый Завет, Евангелие от Матфея.
  2. Рэймонд Моуди «Жизнь после жизни».
    «Этнография детства, Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии».
  3. Стивен Розен «Реинкарнация в мировых религиях».
  4. Л. Я. Штернберг «Первобытная религия в свете этнографии» (1936).
  5. Stevenson, Ian. Reincarnation and Biology: A Contribution to the Etiology of Birthmarks and Birth Defects (1997).
  6. Ян Стивенсон «Соответствие родимых пятен и врождённых дефектов ранениям у умерших людей».
  7. «Яджур-веда».
  8. Розмари Эллен Гуили «Энциклопедия привидений и духов» (1997).
  9. В. Вестник «Научные факты о Боге».
  10. М. Речкин «Восхождение к истине».

© Copyright: Жанна Цареградская, 2022
Свидетельство о публикации №222090400277