В чем смысл царской или королевской власти? Многие люди, одурманенные советской пропагандой, думают, что царь нужен, чтобы обогащаться за счет других и вести праздный образ жизни. К сожалению, это очень примитивный образ мышления, свойственный малограмотным людям, а также криминальным элементам, которые беснуются при мысли, что прийдет некий властитель и запретит им открыто разбойничать. Давайте рассмотрим в чем заключается таинство царской власти на примере Древнего Египта, памятники которого сохранили эти сакральные знания.

Надо отметить, что древнеегипетская культура была ориентирована на развитие духовности как индивидуальной, так и коллективной. Главной целью, национальной идеей этого народа было достижение высшего духовного царства, освобождение от грехов земной жизни и воссоединение с божественным, воссоединение с Богом-прародителем народа Древнего Египта. В нашем познавательном экскурсе мы воспользуемся цитатами из лекций о Древнем Египте замечательного ученого Андрея Борисовича Зубова, историки и специалиста по истории религий. Все, приведенные ниже цитаты, выделены курсивом.

Египтяне считали, что они не смогут найти духовного спасения без царя. Им был нужен царь для выполнения духовной миссии для всего народа. Для египтян царь был образом спасающего Владыки. Он всегда помнил «о задаче своей царственности. Задача царственности заключается в том, что каждый ответственен за свои дела, и каждый так или иначе спасает других людей. В идеале, в пределе это делает царь, египетский фараон».

Каждый египтянин носил в себе частицу божественности: частицу Осириса, Гора или Ра. «Но царь – Бог по преимуществу, он выполняет эту свою божественную функцию для всех. В большей степени, чем другие. А почему в большей степени? — По причине власти». В Древнем Египте все прекрасно понимали, что «власть – это не командовать другими, а власть – это возможность помогать другим в спасении». Это великая духовная миссия, которая под силу далеко не каждому человеку.

Миссия спасения виделась, прежде всего, в утверждении Правды. Это божественная миссия, которая под силу тому, кто очень близок к Богу, который способен видеть истину. Поэтому здесь на земле царь – Бог по преимуществу. Функции царя рассматривались как некая божественная миссия, для выполнения которой надо обладать особым даром. «Но быть Богом очень трудно. Потому что главное мерило божественности – это Правда, это Истина (Маат). Она судит человека на суде. И именно потому, что обычный, заурядный человек чувствует, что он не всегда соответствует Правде, он воздвигает царя как того, кто должен соответствовать. Зачем еще нужен царь, если он не соответствует Правде? Тогда он обманщик. …

И неслучайно обращение к царю: «Твоя речь – это святилище Маат». То есть речь царя – это храм Маат. Вы знаете, что царю каждый день подносили Маат, как знак того, что он должен творить Правду. Царь может быть плохим полководцем – это не страшно, он назначит генералов. Царь может быть плохим специалистом по экономике – это не страшно, будет визирь, который разберется в экономике государства (вспомним Иосифа, служившего при дворе фараона). Но функцию хранения Правды царь не может передать никому. Каждый должен хранить Правду, но для всего Египта Правду хранит царь. Именно поэтому с царем закон – потому что закон стоит на принципе хранения Правды.»

Главная задача царя – это хранение Правды даже с помощью силы. Именно таким истинным царем видится Иисус. В те времена традиции Египта были широко распространены по всему Магрибу и все хорошо знали об истинном предназначении фараонов и царей. Иисус потому и нес царскую функцию спасения, поскольку он говорил людям истину. «Вот это и есть главная царская добродетель – говорить Правду, являть Правду, утверждать Правду. Если надо, даже силой утверждать Правду и силой уничтожать ложь. Для этого царю дан меч, только для этого.»

«В «Притчах Соломоновых» говорится: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» (Притч. 20:8). То есть суд – это важнейшая функция. Что такое суд? Это отделение Правды от неправды. Поэтому там, где происходит фальсификация суда, там, где Правда выдается за неправду, а неправда за Правду – там всякая власть полностью лишена внутренней силы.»

Итак, могущество царя заключается в утверждении Правды. Г. Фрэнкфорт пишет, «египтяне приписывали изобилие или голод качествам своих царей – не в современном смысле – их умению управления, но их способности быть связующим звеном между божественным и человеческим, и превращения взаимосвязи обоих в источник радости и чуда» (H. Frankfort. Kingship and the Gods. P. 58).

То есть благое и злое на земле – это результат благочестия царя. Если царь благочестив, страна процветает. «Если царь нечестив, страна пребывает в бедности и нищете, потому что разорвана связь между небом и землей, между верхней и нижней страной, и иссяк из-за этого источник радости и чуда», — как пишет, вспоминая один англиканский псалом, Г. Фрэнкфорт.

Стереотипом является то, что, подобно Богу, подобно Амону, царь постоянно бодрствует. Он постоянно старается это благо, Маат, утвердить в Египте. В гимне Амону говорится: «Спят все, а Ты не спишь, промысляя благое для тварей Своих». И вот указ Хоремхеба (это примерно 1330 год до Р.Х.): «Его величество, бодрствуя круглые сутки, ищет благое для Египта, исследуя дела» (Указ Хоремхеба. ХИДВ. I, с.100). И еще из того же указа: «Маат возвратилась после того, как страна воссоединилась (хенем)» (Urk IV. 2140 ff.). «Страна воссоединилась» – это не воссоединение частей египетского государства, или, по крайней мере, не только воссоединение частей египетского государства, а это воссоединение Неба и Земли. Маат пребывает на Небе, а надо, чтобы она пребывала и на Земле. И это тоже великая задача царя.»

В 271-м речении Текстов Пирамид (Pyr. 388-389) утверждается, что «царь спасается за свои дела? Властитель ответственен за все бесчинства и грехи в его стране. А страна – за грехи царя. Мы это впервые встречаем в Египте в «Поучении Мерикара», где царь Ахтой говорит о том, что он разорял кладбища (или при нём разорялись кладбища), и это ударило по нему, это была величайшая беда для царя. То есть любое преступление, любой грех, который совершается в стране – это беда для царя. Царь, даже если он лично благочестив, если он не ворует, не убивает, если он допускает, что в стране совершаются бесчинства, преступления, то он не хранит Маат. Он не царь, он не исполняет своего дела. Царь тот, кто исполняет свое дело до конца.

Но, разумеется, еще страшней преступления самого царя. Если царь творит недостойные поступки – убийство, разврат, какие-то религиозные непотребства, как многие иудейские цари творили, совершая богослужения Таммузу, Астарте и иным богам Ханаана, то гибнет все царство. В исторических книгах Ветхого Завета постоянно говорится о том, что царь делал что-то не так, и из-за этого развращалась вся земля. Вот, например, во Второй книге летописей говорится: «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2 Пар. 28:19). Царь несет на себе бремя народа, а народ несет на себе бремя царского греха.

В Текстах пирамид есть указание на это. В 217-м речении говорится: «Унас этот утверждает сердца, он имеет власть над сердцами. Тот, кому он желает жить – живет, кому он желает смерти – умирает» (Pyr. §157). Вот в этом великая сила царя. Есть специальные исследования о явлениях божественной мощи (Бау – множественное от Ба) царя. Царь может творить жизнь и смерть, но праведный царь творит это для утверждения Маат. А неправедный – для чего-то другого, неважно для чего, и все разрушает этим.»

После смерти фараона люди могли собираться и обсуждать, соответствовал он Правде или нет, каков он был на самом деле. Из расшифровки текстов и речений известно, что египетские фараоны боялись получить народное неодобрение. Вполне вероятно, что египтяне переживали адекватность или неадекватность фараона на уровне неких мистических чувств. Наверное, эти чувства похожи на чувства современного человека, когда он сталкивается с неадекватностью священников, президентов, губернаторов, судей.

Фараоны Древнего Египта стремились творить справедливость еще и из-за страха получить народное неодобрение после смерти, они боялись вечного поношения. Египетский царь в отличие от Людовика XV и людей его круга не мог сказать «после нас хоть потоп». Народное осуждение после смерти было личной трагедией фараона.

Итак, в заключение приведем цитату, в которой наиболее полно раскрывается смысл царской власти (она же королевская власть). «В гробнице вельможи Рамсеса II Тенроя содержится список из 57 царей в верном порядке, и им молится владелец гробницы. То есть былые цари, ушедшие цари, как хранители Маат при жизни, помогают живым людям Египта в сохранении Маат и помогают умершим, жившим в соответствии с Маат, победить на суде. Так что задача царя – спасать людей для Вечности. Но не всех, а только тех, которые действительно жаждут спасения и жаждут жить в соответствии с Маат.»

Источник: «Древнеегипетская монархия. Праздник хвоста»
https://abzubov.com/new_course/lecture_037