Земские Соборы — это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». Разные авторы дают разные характеристики этому органу верховной власти России. Приведем некое сводное определение.
Земский Собор — это «совет всей земли», состоящий из представителей разных сословий: духовенства, боярской думы, «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства». Это центральное сословно-представительное учреждение Русского государства, возникшее в связи с необходимостью объединения русских земель в единое государство, что позволяло более эффективно защищать русские земли от внешнего захватчика.
Возникновение Земского Собора, как верховного органа власти
В 14-16 веках Русь представляла федерацию, союз князей, оформленный договорными отношениями на правах вассалитета. В тот период времени сложился совет бояр, епископа, купцов. В летописях XIV века упоминаются княжеские съезды, собираемые при необходимости. После образования централизованного государства возникла новая форма регулирования социально-экономических отношений — Боярская Дума.
По мере централизации власти и действия в направлении укрепления внешних границ и безопасности русского государства возникла необходимость в привлечении к управлению общественных сил. Нужен был инструмент, который позволял бы управляющим органам узнавать об общественных запросах и обращаться к обществу. Таким инструментом стали Земские Соборы.
Таинство миропомазания впервые на Руси принял Иван IV вместе с титулом наместника кесаря или царя. Это была своеобразная присяга в верности Риму, что было политическим шагом. Цари, равно как и короли, венчанные на царство христианскими первосвященниками, получали осмысление своей власти, как мистическую связь между царем/королем и вверенным ему Богом народом. Это осмысление подкреплялось идеей об «устроении земли» сообща.
В середине XVI в. в русской политической литературе появились произведения, в которых помимо общих вопросов государственного устройства, поднимались и проблемы народного представительства при Монархе. Авторы работ были убеждены, что Государь должен править не «самовластно», а вместе с лицами, образующими «царский совет», что опора Царя на «мир» приведет к укреплению русского государства.
Порядок созыва Земских Соборов
Следует также сказать о порядке созыва Земских Соборов. В этом смысле их можно разделить на четыре группы:
1) Соборы, созванные Царем (Великим Князем);
2) Соборы, созванные Царем (Великим Князем) по инициативе сословий;
3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
4) Соборы, избирающие на царство.
Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно.
Состав Земского Собора не был жестко регламентирован. Значительную роль в нем играли дворяне и бояре (главное служилое сословие, основа царского войска), и торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных.
Какие задачи решал Земский Собор
Земский Собор решал основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора.
Созывая на Собор представителей населения, и спрашивая у них совета по конкретным вопросам, правительство тем самым информировало подданных о волновавших его проблемах, оповещало их в целом об основных направлениях своей внутренней и внешней политики и, в конечном счете, делало ее открытой, предсказуемой и понятной широким социальным слоям.
Кроме того, соборные ответы и ходатайства чинов позволяли Государю объективно оценивать положение дел в стране, в том числе расклад политических сил, отношение общества к предполагаемым реформам и т. д. Наконец, регулярно консультируясь с народом, центральная власть по существу сознательно приобщала его к участию в государственном управлении и, как следствие, расширяла и усиливала свой руководящий потенциал.
Что касается населения, то оно использовало Земский собор в качестве одного из инструментов своего влияния на политику государства. Приглашенные на Собор делегаты не ограничивались ответами на поставленные перед ними вопросы. Они в почтительной форме заявляли Царю о своих «нуждах и теснотах, и разореньях», выступали с критикой существующих порядков, вносили предложения о проведении преобразований или издании нормативных правовых актов.
Подобные соборные петиции, имевшие значение «непререкаемого голоса всей земли», как правило, не оставались неуслышанными и влекли за собой изменения правительственного курса.
Литература:
1. Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / Под ред. . — М.: ИНФРА — М, 200
2. Государственное управление в России: Учебник для вузов / под ред. . — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20с.
3. Зимин Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в./, М. — Наука, 1960 г. С. 64-73, 98-101.
4. Зимин Н Ивана Грозного. М. 2004, с. 210.
5. Лукутин 9 и 11. — М.: «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003. С.
6. Карамзин государства Российского.- М.: «ЭКСМО». 2002.- Т. 8. С. 477-480.
7. Ключевский представительства на Земских соборах Древней Руси. — соч. т. 8. М., 1990 г.
8. Мордовина собор 1598 г/, Вопросы истории, №2, 1971 г.
9. Носов сословно-представительных учреждений в России/, Л. -1969 г. С. 324-331.
10. Сахаров России с Древнейших времен до конца XVII.- М.: «АСТ». 1999. С. 500-502.
11. Торке называемые земские соборы в России. \Вопросы истории.: № 11.2001 г. с. 3-10.
12. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. , . — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1985. С. 211-226.
13. Черепнин соборы Русского государства.- М., 1968 г. С. 217.
14. Черепнин «Земские соборы Русского государства в 16-17вв.» 2. См. ёв История России с древнейших времен. Кн. 5. М.: 2008, с. 703.
Источник: https://pandia.ru/text/78/022/2807.php